Литература

Творческое своеобразие Беллы Ахмадулиной

Compressed file

Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина (1937 – 2010) – явление в русской поэзии редкостное, ошеломляющее, недюжинное. Ее поэзия по-мужски сильна, дарование поэтическое исключительно, а ум ее безупречен. Она узнаваема в каждой строке, ее невозможно ни с кем спутать… Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в городе Москва. Ее отцом был заместителем министра – Ахат Валеевич Ахмадулин, татарин по национальности, а матерью – переводчица русско-итальянского происхождения. Нет ничего удивительного в том, что интеллигентная обстановка, царящая в семье, способствовала развитию творческого начала у Беллы.

Писать стихи Белла Ахатовна начала еще в школьные годы, и, как отмечают литературоведы, свою манеру «нащупала» еще в 15-летнем возрасте.

Когда встал вопрос о том, куда идти учиться после школы, решение было принято однозначное – только Литературный институт. Из него, правда, ее на какое-то время отчислили, когда поэтесса отказалась поддерживать травлю, направленную против Бориса Пастернака, но официальной причиной ее отчисления была неудовлетворительная оценка по предмету марксизма-ленинизма.

Потом, в институте она была восстановлена и закончила его в 1960-ом году и в том же году она приобрела уже какую-то известность благодаря своим многочисленным поэтическим выступлениям в Лужниках, Московском университете и Политехническом музее. Она, вместе со своими товарищами по цеху, с Андреем Вознесенским, с Евгением Евтушенко, (за ним она была замужем с 1955 по 1958 год) с Робертом Рождественским собирала немыслимые аудитории. Ее артистичный облик, своеобразная манера чтения и неподражаемые интонации производили неизгладимое впечатление на слушателей.

В опубликованном в 1962 году сборнике «Струна» – самой первой книге стихов Ахмадулиной – очень остро ощущается попытка найти собственные темы. Со временем начали выходить и другие ее книги, а в периодических изданиях регулярно опубликовывались подборки ее стихов. Окончательно поэтический стиль формируется у Ахмадулиной приблизительно в середине 60-х годов. За всю историю советской поэзии впервые кто-то осмелился заговорить с читателями высоким поэтическим слогом. Легко узнаваемой и по-настоящему уникальной поэзию Ахмадулиной делают ее музыкальность, возвышенная лексика и обилие оригинальных метафор.

Второй сборник поэзии «Озноб» вышел во Франкфурте в 1968-м. Через год появилась еще одна книга лирики, названная «Уроки музыки». Белла Ахмадулина творила много и с надрывом. Ее сочинения, читающиеся на одном дыхании, были выстраданы. Сборники «Метель», «Стихи», «Свеча» следовали один за другим.

В 1970-е Белла Ахмадулина побывала в Грузии. Эта страна и ее культура произвели на поэтессу огромное впечатление. Впрочем, как и Ахмадулина на Грузию. Следствием этой обоюдной любви становится сборник поэзии «Сны о Грузии». Белла Ахатовна переводила на русский язык стихи Галактиона Табидзе, Николая Бараташвили, Симона Чиковани и других. А журнал «Литературная Грузия» публиковал произведения Ахмадулиной даже в то время, когда в России на них существовали идеологические запреты.

Ахмадулина — автор множества эссе о выдающихся творческих личностях. Ею написаны произведения о Владимире Набокове, Анне Ахматовой, Марине Цветаевой, Венедикте Ерофееве, Владимире Высоцком и других талантливых людях, со многими из которых она была лично знакома.

Тема дружеских чувств в творчестве поэтессы всегда доминирует. Это объясняется тем, что Белла Ахмадулина считает дружбу наиболее сильным из испытываемых человеком чувств. Она много говорит о чистоте дружеских помыслов, непрерывно демонстрируя способность прощать своих друзей и готовность защитить их от несправедливости, если это потребуется. Однако она не лишает тему дружбы драматизма и указывает, что даже это замечательное чувство далеко не всегда может спасти от недопонимания, одиночества и ощущения безысходности. В лирике Ахмадулиной можно уловить намеки на душевные страдания, но не прочесть конкретные их истории. О трагедиях она говорит в иносказательной форме.

Популярную во все времена тему противостояния поэта толпе поэтесса раскрывает по-своему, не используя для этого распространенный ход с изобличением непосвященных. Мир богемы в ее представлении получается скорее не враждебным, а просто абсолютно чуждым поэту.

 

Библиография

  • 1962 – «Струна»
  • 1968 – «Озноб»
  • 1969 – «Уроки музыки»
  • 1975 – «Стихи»
  • 1977 – «Свеча»
  • 1977, 1979 – «Сны о Грузии»
  • 1977 – «Метель»
  • 1991 – «Побережье»
  • 1995 – «Звук указующий»
  • 1997 – «Миг бытия»
  • 2000 – «Друзей моих прекрасные черты»
  • 2010 – «Ни слова о любви»
  • 2011 – «Нечаяние»

Познакомиться с каждым из этих произведений Вы сможете в онлайн режиме, воспользовавшись нашим уникальным проектом «ЛитРес: Библиотека».

ЛитРес – мегамаркет электронных книг №1 в России. Это возможность бесплатно подключиться к крупнейшей русской электронной библиотеке и пользоваться её контентом. Ассортимент ЛитРес насчитывает более 750 000 электронных книг на русском и иностранных языках. Каждый месяц в каталоге компании появляется более 2000 новых книг. Компания ЛитРес разработала приложения для чтения «ЛитРес: Читай!» и прослушивания аудиокниг «ЛитРес: Слушай!» для мобильных платформ iOS, Android, Windows Phone 8, Windows 8 и Samsung Smart TV.