Литература

Жизнь и творчество Юрия Марковича Нагибина

Compressed file

3 апреля 2020 года исполняется 100 лет со дня рождения Юрия Марковича Нагибина (1920 – 1994) - русского и советского писателя-прозаика, сценариста, журналиста, литературоведа, знатока кино, живописи и музыки, автора монографий о деятелях искусства, автора многочисленных сценариев.

Биография Нагибина очень интересна. Юрий Маркович Нагибин родился в Москве. Вырос Юрий в семье служащего. Он не сразу определил для себя, что хочет стать писателем. В юности увлекался футболом, ему даже пророчили карьеру футболиста. Нагибин с отличием окончил школу, поступил в медицинский институт, как хотела его мама. Учился он там только до окончания первой сессии. Его призванием оказалась не медицина. Как только во ВГИКе начался набор на факультет сценаристов, он сразу же решил поступать, и поступил. Учился Юрий с большим желанием, учеба давалась легко, оставалось время для написания очерков, статей, рецензий и рассказов. Уже в 1940 году опубликовал свой первый рассказ. Его дебют поддержали Юрий Олеша и Валентин Катаев. В 1940 году был принят в Союз писателей. В 1941 году началась война, Нагибин ушёл на фронт, не окончив ВГИК. После тяжёлой контузии в бою в ноябре 1942 года он вернулся в Москву и работал до конца войны специальным военным корреспондентом газеты «Труд». Работая корреспондентом, побывал в Сталинграде, под Ленинградом, он также присутствовал во время освобождения Вильнюса, Минска и Каунаса.

Личность Юрия Нагибина в некотором роде феноменальная в истории советской литературы. В течение полувека менялись правители, цензура то ослабевала, то снова перекрывала воздух прозаикам и поэтам. Нагибин никогда не писал в стол, умел подстраиваться под новые литературные веяния. При этом, как сказал Андрон Кончаловский, сочинял произведения, которые останутся в памяти читателей как образцы классической прозы.

Ни один успешный советский писатель не писал то, что думает. Нагибин – не исключение. В 60-е по Москве ходили слухи о несметных богатствах писателя. Книги Нагибина печатали, по его сценариям снимали фильмы. Но писательской удовлетворенности не было. Искренним и откровенным сочинением стал «Дневник», опубликованный после смерти автора.

В начале 50-х заработок составляли гонорары, получаемые за статьи. Нагибину приходилось сочинять невероятные истории, дабы выжить. Так, в сталинские времена появилась заметка о цыганах, прибывших на кибитках к избирательному участку, чтобы отдать голоса за «вождя». Нагибин получал за невероятные сюжеты неплохие гонорары и называл подобное творчество халтурой.

По словам Кончаловского, писатель дорого заплатил за место под солнцем. Да и сам Нагибин считал, что халтура разрушает душу художника. Причем стремительнее, чем алкоголь, к которому он, как и прочие мастера слова, был неравнодушен.

Сейчас рассказы советского классика изучают школьники на уроках литературы. В «Зимнем дубе» рассказано о сложных взаимоотношениях молодой учительницы и Савушкина – ученика посредственного, но умеющего ценить красоту родного края. Взаимоотношению человека с природой посвящен рассказ «Эхо». В коротком произведении «Котят топят слепыми» рассказано о спившемся солдате, повидавшем на своем веку много горя, бывавшем на передовой, но неспособном лишить жизни животного.

В ранних произведениях Нагибин рассказывает о детстве, школьных друзьях. Немалое внимание писатель уделял и военной теме. В конце 60-х написал сценарий к киноленте «Бабье царство». Фильм посвящен сельским жительницам, оставшимся без мужской поддержки после войны.

Повести и рассказы Нагибина разные по содержанию. В 80-90-е советские писатели высказали все, о чем молчали десятилетиями. Не остался в стороне и Нагибин, опубликовав несколько неожиданных произведений. В литературном журнале появилась повесть «Терпение», вошедшая в трилогию, посвященную инвалидам, не пожелавшим возвращаться после войны домой. Герои Нагибина – люди, которые понимали, что в мире здоровых, физически полноценных людей они лишние, а потому поселились на острове Богояр.

Последние годы Нагибин провел за границей, но умер в родном городе. Вычитал рукопись «Дневника», заснул и больше не проснулся.

Библиография

  • 1943 – «Человек с фронта»
  • 1945 – «Рассказы о войне»
  • 1955 – «Зимний дуб»
  • 1959 – «Последний штурм»
  • 1962 – «Чистые пруды»
  • 1965 – «Трудный путь»
  • 1975 – «Эхо»
  • 1977 – «Остров любви»
  • 1986 – «Лунный свет»
  • 1994 – «Бунташный остров»
  • 1995 – «Дневник»

 

Познакомиться с каждым из этих произведений Вы сможете в онлайн режиме, воспользовавшись нашим уникальным проектом «ЛитРес: Библиотека».

ЛитРес – мегамаркет электронных книг №1 в России. Это возможность бесплатно подключиться к крупнейшей русской электронной библиотеке и пользоваться её контентом. Ассортимент ЛитРес насчитывает более 750 000 электронных книг на русском и иностранных языках. Каждый месяц в каталоге компании появляется более 2000 новых книг. Компания ЛитРес разработала приложения для чтения «ЛитРес: Читай!» и прослушивания аудиокниг «ЛитРес: Слушай!» для мобильных платформ iOS, Android, Windows Phone 8, Windows 8 и Samsung Smart TV.