Наука

125 лет со дня рождения авиаконструктора Павла Осиповича Сухого

Compressed file

22 июля 1895 года в селе Глубокое Виленской губернии Российской Империи (ныне город Глубокое Витебской области) в семье сельского учителя родился советский авиаконструктор, один из основателей отечественной реактивной и сверхзвуковой авиации Павел Сухой.

После окончания гимназии 1914 году Павел Сухой продолжил обучение на физико-математическом факультете Московского университета, стал посещать лекции по теории авиации, которые читал профессор Николай Жуковский в Императорском московском техническом училище (ИМТУ, ныне Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана). В 1915 году, по окончании первого курса, перевелся в ИМТУ и стал участником воздухоплавательного кружка, созданного в училище Николаем Жуковским.

Во время Первой мировой войны Павел Сухой был призван в армию, окончил Петроградскую школу прапорщиков. В 1917 году служил на Северо-Западном фронте.

В 1918-1920 годах работал учителем средней школы в Лунинце и Гомеле.

В 1920 году возобновил обучение в Московском техническом училище.

Защитил диплом под руководством авиаконструктора Андрея Туполева и продолжил работу со своим учителем.

Принимал участие в проектировании самолетов АНТ-3 «Пролетарий» (первый полет в 1925 году), ТБ-1 (1925), ПС-9 (1929), ТБ-3 (1930), Р-7 (1930).

Также в 1920-1930-е годах Сухой под общим руководством Туполева создал истребители И-4, И-14, рекордные самолеты АНТ-25 и АНТ-37-бис «Родина».

Принимал участие в конкурсной разработке самолета под шифром «Иванов», закончившейся созданием ближнего бомбардировщика Су-2, который использовался в первые годы Великой Отечественной войны. Поздняя модификация самолета с другим двигателем выпускалась под названием Су-4.

Су-2 и Су-4 принимали участие в приграничных оборонительных сражениях лета и осени 1941 года, при обороне Киева и Москвы, в битве за Сталинград и на Курской дуге летом 1943 года.

В 1942 -1943 годах под руководством Павла Осиповича Сухого создан бронированный штурмовик Су-6.

После войны отвечал за разработку серийных реактивных боевых машин. Среди них: сверхзвуковой истребитель Су-7, истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, истребитель-бомбардировщик Су-17, фронтовой бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла Су-24, штурмовик Су-25 и другие. Руководил началом разработки истребителя четвертого поколения Су-27.

Российский центр науки и культуры в Минске, при содействии Публичного акционерного общества «Компания «Сухой», представляет онлайн-выставку фотографий, посвященную 125-летию Павла Осиповича Сухого.

Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file

Под руководством Сухого разработано более 50 модификаций самолетов.

В марте 1977 года имя Павла Осиповича Сухого было присвоено КБ, в котором он работал. В декабре того же года был открыт памятник авиаконструктору в Гомеле. В честь него названы улицы в Москве, Витебске, Гомеле, а также школа в Глубоком, где в 1985 году создан музей Павла Осиповича  Сухого. Мемориальная доска установлена в Москве по адресу Ленинский проспект, д. 7, где авиаконструктор проживал в 1947-1965 годах. В 1995 году в связи со 100-летием со дня рождения Павла Осиповича Сухого его имя присвоено Гомельскому государственному техническому университету.