Наука

«…Первым делом, первым делом - самолеты…». Из истории русской авиации

Compressed file

Мы продолжаем разговор о том, как талантливые, упорные, трудолюбивые, смелые, русские покоряли небо.

Сегодняшний рассказ посвящен авиации.

Авиастроение в России имеет славную, но непростую историю. На протяжении десятилетий в стране было разработано и построено множество летательных аппаратов, авиационных комплексов, которые не просто были и являются конкурентоспособными на мировом уровне, но и часто превосходили и превосходят по всем показателям лучшие зарубежные аналоги.

Россия сегодня – великая авиационная держава.

А как же все начиналось?

Первые попытки покорить небо были предприняты еще в XIX веке.

Николай Афанасьевич Телешов – пионер авиации, русский изобретатель, разработавший первый в России проекта самолета. Совместно со своими коллегами и сподвижниками Менноном и Струве он создал и запатентовал во Франции и Великобритании проект пассажирского самолета с паровым двигателем «Система воздухоплавания» и проект «Махолета» с мускульным двигателем. А позже Телешов разработал и запатентовал проект самолета с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем под названием «Усовершенствованная система воздухоплавания» (проект «Дельта»).

Лодыгин Александр Николаевич – русский ученый-электротехник. Работал над созданием летального аппарата тяжелее воздуха с вертикальным взлетом – вертолета. Его исследования по проектированию геликоптера увенчались успехом, в конце 1860-ых годов Лодыгин представил проект вертолета с приводом винтов от бортового электродвигателя.

Но это были лишь проекты….

Первый же аэроплан в России был построен инженером Можайским.

Александр Федорович Можайский – русский военный деятель, контр-адмирал, изобретатель, пионер авиации. Спроектировал и построил первый в России и один из первых в мире натурных самолетов. Идея разработки проекта летательного аппарата пришла к Можайскому в 1856 году во время наблюдения за полетом птиц. В 1869 году он приступил к реальному воплощению своих мечтаний - конструировал и запускал воздушных змеев. В публикациях 1877-1878 годов есть указания на то, что изобретателю удалось сконструировать планер-змей, который при помощи конной тяги поднимали в воздух на высоту порядка двух метров. Собственный проект летательного аппарата Можайский представил в 1876 году  в Военное министерство. В 1881 году Александр Федорович зарегистрировал свое изобретение и получил патент «Привилегия». Непосредственно постройка натурного самолета началась в 1882 году возле Красного села  под Санкт-Петербургом. Документов, фиксировавших доподлинно события, связанные с испытанием самолета, не сохранилось. Известно, однако, что аппарат потерпел крушение, но при этом были свидетельства его кратковременного отрыва от земли. Можайский попытался отремонтировать и модернизировать машину, но не успел сделать этого, в 1890 году его не стало.

Важную роль в создании летательных аппаратов тяжелее воздуха сыграли русские ученые Н.Е.Жуковский и С.А.Чаплыгин. Их работы, выполненные в 1897-1910 годах, заложили  основы аэродинамики  как науки.

Жуковский Николай Михайлович – русский ученый-механик, основоположник гидро- и аэродинамики. В 1902 году Жуковский осуществил  руководство проектом сооружения аэродинамической трубы, в 1904 году возглавил первый в Европе Аэродинамический институт. В 1908 году в Высшем техническом училище создал воздухоплавательный кружок, который стал «колыбелью» многих известных деятелей авиации и авиационной промышленности. В 1916 году возглавил расчетно-испытательское бюро аэродинамической лаборатории, в которой разрабатывались методы аэродинамического расчета и расчета прочности самолетов. При его активном участии были открыты «Краткие теоретические курсы авиации», Аэродинамическая лаборатория МВТУ (ныне - Центральный аэрогидродинамический  институт или ЦАГИ).

Чаплыгин Сергей Александрович - русский и советский механик и математик, один из основоположников современной аэромеханики и аэродинамики, коллега и соратник Жуковского.  В конце 1918 года был привлечён Жуковским к организации ЦАГИ, где и стал работать.  

В то же время, в начале XX века в России активно работали над собственными конструкциями летательных машин энтузиасты самолетостроения А.С.Кудашев, Я.М.Гаккель, И.И.Сикорский. 

России было необходимо развивать авиацию. Создание гражданской и военной авиации гарантировало место «среди равных» в конкурентной борьбе на международной политической арене

В 1869 году в Российской империи была создана Комиссия по воздухоплаванию, а в 1885 году была сформирована воздухоплавательная команда. Воздушные шары использовали для военной разведки и корректировки огня, в 1908 году в России приступили к изготовлению дирижаблей. После поражения в русско-японской войне Военное министерство Российской империи начало военные реформы, в результате речь пошла о появлении в армии авиации.

У русского авиационного флота появился свой покровитель. Великий князь Александр Михайлович Романов всячески поддерживал идею развития воздушного флота, предрекая ему большое будущее. Впоследствии он возглавил Императорский военно-воздушный флот.

Первым коммерческим предприятием в Российской империи, сделавшим ставку на развитие самолетостроения, стало «Первое российское товарищество воздухоплавания» (ПРТВ), основанное Я.М.Гаккелем и С.С.Щетининым в 1909 году. А в 1910 году Министерством торговли и промышленности было дано официальное разрешение на открытие первого в России авиационного завода (ПРТВ), на котором были выпущены первые русские серийные самолеты: биплан – «Россия – А» и моноплан – «Россия – Б». Их испытания прошли в Гатчине в августе 1910 года. Уже летом 1910 года была создана отечественная школа военных летчиков, и в том же году разработан и выпущен первый военный русский самолет, конструктором которого стал  Я. Гаккель.          

Понимание перспективности развития отрасли самолетостроения привело к появлению еще двух отечественных производителей летательных аппаратов тяжелее воздуха: Воздухоплавательного отделения Русско-балтийского вагонного завода в Риге и завода «Дукс» в Москве. В 1913 году в Российской империи насчитывалось 4 завода и 2 мастерские по производству и сборке самолётов, объемы их работ не были очень значительными.   В мае 1914 года военное министерство разместило на них заказ на производство 292 самолётов.  

В 1912 году на должность управляющего Воздухоплавательного отделения Русско-балтийского вагонного завода  был приглашен И.И.Сикорский. В 1913 году он построил первый в мире четырёхмоторный биплан «Русский Витязь», положивший начало тяжелой авиации, и первый в мире пассажирский самолёт, а впоследствии бомбардировщик, «Илья Муромец». Биплан Сикорского, вооружённый, кроме бомб, ружьём-пулемётом, был представлен на конкурсе военных аэропланов в Петербурге в 1913 году.          

В начале 1914 года русский авиатор Я. И. Нагурский совершил первые арктические полёты в поисках пропавшей экспедиции Г. Я. Седова. Ян Нагурский стал первым в мире полярным летчиком, первым пролетел на самолете севернее полярного круга.

Россия была единственной страной, имевшей в начале Первой мировой войны бомбардировочную авиацию дальнего действия. К 1914 году у России на вооружении были самые многочисленные воздушные силы в мире, а российские заводы произвели по государственному заказу около 500 самолетов к началу Первой мировой войны.

 

Материал подготовлен на основе открытых источников.

 

Ссылка – Центр космонавтики и авиации

https://cosmos.vdnh.ru/news/

Ссылка – Дом-музей Лодыгина

 https://www.tstu.ru/win/kultur/museum/lodygin/lodtitul.htm

Ссылка – Дом-музей Можайского

http://cultinfo.ru/museums/regional-museums/the-vologda-museum-zapovednik/the-house- museum-of-a-f-mozhayskiy.php