Литература

Жизнь и творчество интеллекта ХХ столетия. Иосиф Бродский

Compressed file

«Человек – не сумма своих убеждений, своих упований, человек – сумма своих действий» Иосиф Бродский

Сегодня, 24 мая, исполнилось 80 лет со дня рождения Иосифа Александровича Бродского (1940 – 1996) – русского литературного классика и одного из наиболее значительных поэтов в мире. К нему относятся с особым трепетом, им восхищаются, уникальной манере письма с надломом, иронией подражают, а тексты разбирают на цитаты.

Будущий поэт появился на свет 20 мая 1940 года в Северной Пальмире. Его раннее детство пришлось на период ВОВ и послевоенной разрухи.

В 1942 вместе с матерью Марией Моисеевной, происходившей из Даугавпилса, бухгалтером по профессии, он выехал в эвакуацию в Черновцы. Там женщина, владевшая немецким и французским, работала в структуре МВД переводчицей в лагере для военнопленных.

Отец, Александр Иванович, сын хозяина питерской типографии, был морским офицером, участником прорыва блокады Ленинграда и обороны Малой земли. После Победы он трудился в Военно-морском музее в качестве фотографа.

В 1955 году, не окончив восьмой класс, Иосиф бросил школу и пошел работать – с деньгами в их семье было не очень благополучно. Затем он неудачно попытался стать курсантом морского училища и сменил множество рабочих профессий (фрезеровщика, санитара, сторожа, кочегара), несколько лет участвовал в экспедициях геологов.

В то же время он много читал. В частности, сильнейшее впечатление на его произвела книга Саади «Гулистан» («Розовый сад»), прочитанная по совету матери, большой поклонницы персидской поэзии. Кроме этого, он самостоятельно выучил английский и польский языки.

В 1956-1957 гг. Бродский начал писать, еще не зная, что в будущем его признают литературным гением. К его ранней лирике относятся стихотворения «Прощай», «Теперь все чаще чувствую усталость...», «Пилигримы», «Стансы», «Одиночество», «Элегия (Издержки духа – выкрики ума)», «Глаголы». Впоследствии он занимался также детской поэзией («Баллада о маленьком буксире»), переводами польских стихов и текстов песен The Beatles, называя их «совершенно замечательными».

Однажды в 1958 вместе с друзьями он рассматривал возможность угона самолета из Самарканда в Иран для побега из страны. Об этом стало известно КГБ (по доносу одного из приятелей), и поэт был задержан на двое суток.

В 1960 молодой автор, входящий в большую литературу, впервые выступил на публике в ДК им. Горького. Он прочел «Еврейское кладбище», вызвавшее скандал и вызовы для профилактических бесед в компетентные органы. О нем заговорили.
Слава его в неофициальных литературных кругах стремительно росла. Он познакомился с Сергеем Довлатовым, Булатом Окуждавой, начал общаться с Евгением Рейном, посвятил ему «Рождественский романс». В 1961 в Комарово Бродского представили Анне Ахматовой, ставшей его учителем и критиком. Большое влияние на творчество начинающего литератора оказала также поэзия Евгения Баратынского, Марины Цветаевой, Бориса Слуцкого, Осипа Мандельштама.

Вольность его творений побудили власть относиться к нему пристально и недоверчиво. Публикация нескольких стихов в диссидентском поэтическом альманахе «Синтаксис» привела к новому задержанию поэта правоохранителями и окончательно закрыла путь в официальную литературу.

После состоявшихся в 1963 году встреч Никиты Хрущева с деятелями культуры, где глава государства дал указания, как следует рисовать, какой обязана стать музыка и поэзия, власти принялись бороться с неблагонадежными людьми творческих профессий. Попал в их число и Иосиф Бродский.

В 1964 Бродского арестовали, обвинив в тунеядстве. Три недели над ним издевались в психбольнице в ходе судебной экспертизы, а затем приговорили к 5 годам работ на Севере. Там он занимался корчеванием камней, пас скот, строил и ремонтировал крыши и продолжал писать – «Песни счастливой зимы», «Ломтик медового месяца», «Письма к стене» и пр.

В 1965 за границей на волне возмущений против ссылки поэта вышла его первая книга «Стихотворения и поэмы». А еще через полгода, благодаря ходатайству Шостаковича, Твардовского, Маршака и других столпов советской культуры, а также многочисленным публикациям в западной прессе и содействию французского философа, приверженца марксизма Жана-Поля Сартра, Бродского досрочно освободили, и к нему пришла международная слава.

Чтобы исключить риск очередных обвинений в паразитическом существовании, он поступил на официальную работу в качестве переводчика в городское подразделение Союза писателей. Но свободно заниматься литературой ему не разрешали и практически не печатали.

Однако поэт плодотворно работал: писал поэму «Горбунов и Горчаков», стихи «Дебют», «Натюрморт», «Любовь», готовил к изданию в 1970 в США стихотворный сборник «Остановка в пустыне», второй по счету, но первый, составленный им лично, переводил абсурдистскую трагикомедию Т.Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». В 1971 Баварская академия изящных искусств избрала его своим членом, оказав высшую почесть, имевшуюся в ее распоряжении.

В 1972 писателя фактически выслали из страны, предложив: либо немедленный отъезд, либо каземат. В 32 года он покинул родной город, родителей и выехал в Вену. Там он познакомился с величайшим стихотворцем прошлого века Уистеном Оденом. Вместе они побывали в Лондоне и приняли участие в Poetry International.

Затем он перебрался в американский Энн-Арбор, где по протекции издателя Карла Проффера получил место преподавателя в Университете Мичигана. В декабре того же года сбылась мечта его питерской юности – он посетил Венецию.

Впоследствии Бродский не прекращал преподавательскую деятельность – вел лекции и семинары в Колумбийском и Ньюйоркском вузах, в Кембридже, в Сорбонне, в Куинс-колледже и многих других учебных заведениях Великобритании, Канады, Швеции, Италии, Ирландии.

В 1977 вышли его сочинения «Конец прекрасной эпохи», «Часть речи», ознаменовавшие очередной этап его творческой зрелости. Иосиф получил гражданство США, творил на английском эссе, переводил стихи русских поэтов, включая Владимира Набокова. В 1978 он стал членом Американской академии искусств. Правда, ненадолго – в 1987 вышел из данной научной организации, протестуя против членства Евгения Евтушенко (у двух литераторов был давний конфликт; будучи сперва друзьями не разлей вода, позже они рассорились из-за идеологических противоречий).

В 1981 г. он получил «грант для гениев» Мак-Артура, в 1982 появились «Римские элегии», спустя год – «Новые стансы к Августе» и «Мрамор». В 1986 он систематизировал свою прозу и выпустил «Less than one», ставший наилучшим литературно-критическим трудом года и одной из причин присуждения автору Национальной премии литературных критиков. Затем вышла «Урания».

В 1987 творчество Бродского уже имело широчайшее признание, и в 47 лет он стал лауреатом главной литературной награды – премии имени Альфреда Нобеля. В 1990-х годах наконец и в России начали публиковать его произведения, предлагали вернуться, присвоив в знак признательности и за заслуги перед Северной Столицей звание ее Почетного гражданина. Однако все приглашения Бродский неизменно отклонял, отмечая, что «нельзя войти в одну реку дважды, даже если это Нева».

В основе всей поэзии Бродского лежит стремление к свободе. Его творчество явилось призывом к свободе, обращенным к литературе:

Сорвись все звезды с небосвода,

Исчезни местность,

Все же не оставлена свобода,

Чья дочь – словесность.

Она, пока есть в горке влага,

Не без приюта. Скрипи перо, черней, бумага!

Лети, минута.

Афоризмы и цитаты:

• Мир останется прежним. Да. Останется прежним, ослепительно снежным и сомнительно нежным. Мир останется лживым. Мир останется вечным, может быть, постижимым, но все-таки бесконечным. И, значит, не будет толка от веры в себя да в Бога. И, значит, остались только Иллюзия и дорога. И быть над землей закатам. И быть над землей рассветам... Удобрить ее солдатам. Одобрить ее поэтам.

• ... Человек есть то, что он читает...

• Только рыбы в морях знают цену свободе.

• Есть только две поистине захватывающие темы, достойные серьезных рассуждений: сплетни и метафизика.

• Человек привык себя спрашивать: кто я? Там, ученый, американец, шофер, еврей, иммигрант... А надо бы всё время себя спрашивать: не говно ли я?

• Боль учит не смерти, но жизни

• Видимо, земля воистину кругла, раз ты приходишь туда, где нету ничего, помимо воспоминаний.

• Каждая могила - край земли.

• Наряду с землей, водой, воздухом и огнем, деньги - суть пятая стихия, с которой человеку чаще всего приходится считаться.

• Все будут одинаковы в гробу, Так будем хоть при жизни разнолики.

• Не в том суть жизни, что в ней есть, но в вере в то, что в ней должно быть.

• Одиночество учит сути вещей, ибо суть их тоже одиночество

     

Познакомиться с творчеством поэта Вы сможете в онлайн режиме, воспользовавшись нашим уникальным проектом «ЛитРес: Библиотека».

ЛитРес – мегамаркет электронных книг №1 в России. Это возможность бесплатно подключиться к крупнейшей русской электронной библиотеке и пользоваться её контентом. Ассортимент ЛитРес насчитывает более 750 000 электронных книг на русском и иностранных языках. Каждый месяц в каталоге компании появляется более 2000 новых книг. Компания ЛитРес разработала приложения для чтения «ЛитРес: Читай!» и прослушивания аудиокниг «ЛитРес: Слушай!» для мобильных платформ iOS, Android, Windows Phone 8, Windows 8 и Samsung Smart TV.